«Мысль семейная» в романе Л. Н. Толстого «Война и мир». Уроки литературы в 10 классе
Литература для школьников
 
 Главная
 
 Зарубежная литература
 
Толстой Л. Н.
Портрет работы И. Е. Репина, 1887
 
 
Девочки Ростовы. Первый бал.
Иллюстрация А. В. Николаева к роману «Война и мир». 1968 г.
 
 
 
Бал. Глава из книги Ю.М.Лотмана
"Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII – начало XIX века)"
 
 
 
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
 
ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ ТОЛСТОЙ
(1828 – 1910)

Роман-эпопея «Война и мир»


Уроки литературы в 10 классе[1]
 

Уроки 71-72. Л. Н. Толстой: жизнь, судьба, этапы творческого пути, духовные искания. «Севастопольские рассказы»

Урок 73. Л. Н. Толстой. Роман-эпопея «Война и мир»: история создания, особенности жанра, образ автора в романе

Урок 74. Л. Н. Толстой «Война и мир». Духовные искания Андрея Болконского

Урок 75. Л. Н. Толстой «Война и мир». Духовные искания Пьера Безухова

Урок 76. Л. Н. Толстой «Война и мир». Женские образы в романе

Урок 77. Л. Н. Толстой «Война и мир». «Мысль семейная» в романе. Семьи Ростовых и Болконских, Бергов и Курагиных

Урок 78. Л. Н. Толстой «Война и мир». «Мысль народная» в романе. Народ и личность — одна из главных проблем в романе-эпопее

Урок 79. Л. Н. Толстой «Война и мир». «Мысль народная» в романе. Философский смысл образа Платона Каратаева

Урок 80. Л. Н. Толстой «Война и мир». Картины войны 1812 года, смысл противопоставления Кутузова и Наполеона. Осуждение войны

Урок 81. Л. Н. Толстой «Война и мир». Нравственно-философское осмысление добра и зла, чести и бесчестия, величия и низости человека, долга, дружбы, товарищества

Урок 82. Л. Н. Толстой «Война и мир». Описания природы и их связь с внешней и внутренней жизнью человека. Анализ эпизода. Всемирное значение Толстого-художника и мыслителя

Урок 83. Урок развития речи. Контрольное сочинение по роману Л. Н. Толстого «Война и мир»


УРОК 77
Л. Н. ТОЛСТОЙ.
РОМАН-ЭПОПЕЯ «ВОЙНА И МИР».
«МЫСЛЬ СЕМЕЙНАЯ» В РОМАНЕ.
СЕМИ РОСТОВЫХ И БОЛКОНСКИХ, БЕРГОВ И КУРАГИНЫХ

Цель:

на материале романа Л. Н. Толстого «Война и мир» раскрыть тему «Мысль семейная», используя элементы анализа средств создания образов героев; через сопоставительную характеристику семей выявить авторский взгляд на тему семьи; совершенствовать исследовательские навыки учащихся: умение анализировать, выделять главное, сравнивать, ставить и решать проблемы; формировать собственный семейный идеал учащихся.

Оборудование:
учебник, текст романа «Война и мир», раздаточный материал, таблицы.

Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.

Прогнозируемые результаты:
учащиеся раскрывают тему «Мысль семейная» на материале романа Л. Н. Толстого «Война и мир», используя элементы анализа средств создания образов героев; через сопоставительную характеристику семей выявляют авторский взгляд на тему семьи; выполняют аналитическую работу в группах; участвуют в беседе, мини-дискуссии.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

Беседа


• Как группируется система образов в романе-эпопее?

• Как посредством портретной характеристики Л. Н. Толстой раскрывает психологию героя и его внутренний мир?

III. Мотивация учебной деятельности.
Сообщение темы и цели урока

Слово учителя


— В романе «Война и мир» тема семьи занимает одну из ключевых позиций.

Семья для Толстого — это почва для формирования человеческой души. Атмосфера дома, родового гнезда, по мнению писателя, определяет склад психологии, взглядов и даже судьбы героев. Автор пытается объяснить многие особенности и закономерности в жизни своих героев принадлежностью их к той или иной семье. Только в семье человек получает всё то, что в последующем определяет его характер, привычки, мировоззрение и мироощущение.

Именно поэтому в системе всех основных образов романа Л. Н. Толстой выделяет несколько семей, на примере которых ярко выражено авторское отношение к идеалу домашнего очага,— это и хранящие аристократические традиции Болконские; и представители московского дворянства Ростовы; лишённая взаимного уважения, душевности и связей семья Курагиных; семья Бергов, которая начинает своё существование с закладки «материального фундамента».

А в эпилоге романа Л. Н. Толстой представляет на суд читателей две новые семьи — Пьер и Наташа, Николай и Марья,— семьи, основанные на искренних и глубоких чувствах.

IV. Работа над темой урока

1. 1. Аналитическая работа

(в группах, с опорой на текст романа)

1-я группа.
Семья Бергов — идеалы, «фундамент» семьи, образцы, которым следуют Берги, характеристика Берга, Веры.


• Какие из эпизодов свидетельствуют о расчётливости Берга, Веры?

2-я группа.
Семья Курагиных — стиль отношений между членами семьи.


• Как складываются отношения у Курагиных вне их семьи. Какими члены семьи выходят в жизнь?

Характеристика князя Василия, Анатоля, Элен.

• Какими этическими принципами руководствуются члены семьи Курагиных?

• Существуют ли в их системе ценностей такие понятия, как честь, благородство, совесть, жертвенность?

3-я группа.
Семья Ростовых — стиль отношений в семье, основная черта всех Ростовых, единодушие в семье — залог счастья всех её членов.


• Какой вариант семейственных, родовых связей приемлем для Л. Н. Толстого?

• К какому типу семьи примыкают Ростовы?

• Что значит для них родительский дом?

• В каких ситуациях мы встречаемся с семейством Ростовых?

• Каковы взаимоотношения родителей и детей?

• Обратите внимание на этику этих взаимоотношений. Что будет значить семья в жизни Наташи-матери?

4-я группа.
Семья Болконских — идеалы, фундамент семьи, стиль отношений между членами семьи, характеристика старого князя Болконского, Андрея, Марьи.


• Каковы взаимоотношения между членами семьи Болконских?

• Составляют ли они породу, как Ростовы? Что общего у них?

• Что скрывается за внешней суровостью старика Болконского?

• Каковы наиболее яркие, на ваш взгляд, детали в изображении внутреннего и внешнего облика Болконских?

• Как воплотит княжна Марья отцовский идеал семьи?

• Чем похожи дом Болконских и дом Ростовых?

Ориентировочные ответы

— Семья Бергов.


В самом Берге есть много общего с грибоедовским Молчалиным (умеренность, исполнительность и аккуратность).

По мысли Толстого, Берг не только мещанин, но и частица вселенского мещанства (мания приобретательства в любой ситуации берёт верх, заглушая проявление нормальных чувств — эпизод с покупкой мебели во время эвакуации из Москвы большинства жителей).

Берг эксплуатирует войну 1812 г., выжимает из неё максимум выгоды для себя. Берги всеми силами стараются походить на принятые в обществе образцы: вечер, который устраивают Берги,— точная копия множества других вечеров со свечами и чаем.

Вера (хотя и принадлежит по рождению к Ростовым) ещё в девичестве, несмотря на свою приятную внешность и развитость, хорошие манеры и правильность суждений, отталкивает от себя людей равнодушием к окружающим и крайним эгоизмом.

Такая семья, по мнению Толстого, не может стать основой общества, потому что фундамент, положенный в её основу,— материальные приобретения, которые скорее опустошают душу, способствуют разрушению человеческих отношений, а не объединению.

— Семья Курагиных: князь Василий, Ипполит, Анатоль, Элен.

Члены семьи связаны только внешними отношениями.

У князя Василия нет отеческого чувства к детям, все Курагины разобщены. И в самостоятельной жизни дети князя Василия обречены на одиночество: у Элен и Пьера нет семьи, несмотря на официальный брак; Анатоль, будучи женатым на польке, вступает в новые связи, ищет богатую жену.

Курагины органично вписываются в общество завсегдатаев салона Анны Павловны Шерер с его фальшью, искусственностью, лжепатриотизмом, интригами.

Подлинное лицо князя Василия проявляется в эпизоде дележа наследства Кирилы Безухова, от которого он ни при каких обстоятельствах не намерен отказаться. Он фактически продаёт свою дочь, выдавая её за Пьера.

Животное безнравственное начало, заложенное в Анатоле Курагине, особенно ярко проявляется, когда отец привозит его в дом Болконских, чтобы сосватать за него княжну Марью (эпизод с мадмуазель Бурьен). А отношение его к Наташе Ростовой настолько низко и безнравственно, что не нуждается ни в каких комментариях.

Элен достойно завершает семейную галерею — это женщина-хищница, готовая ради денег и положения в обществе выйти замуж по расчёту, а затем жестоко относиться к своему мужу.

Отсутствие связей, душевной близости делает эту семью формальной, то есть в ней живут люди родные только по крови, а духовного родства, близости человеческой в этом доме нет, а потому, можно предположить, что такая семья не может воспитать нравственного отношения к жизни.

— Семья Болконских.

Глава семьи, старый князь Болконский, устанавливает в Лысых Горах осмысленную жизнь. Он истинный аристократ, и бережно сохраняет все традиции аристократии. Осведомлённость старого князя о современных событиях удивляет даже его сына.

Ироничное отношение к религии и сентиментальности сближает отца с сыном. Смерть князя, по мысли Толстого,— расплата за его деспотизм. Болконский живёт умом, в доме царит интеллектуальная атмосфера. Даже свою дочь старый князь сам обучает точным и историческим наукам. Но, несмотря на целый ряд чудачеств князя, его дети — князь Андрей и княжна Марья — любят и уважают своего отца, прощая ему некоторую бестактность и резкость.

Может быть, в этом и состоит феномен семьи Болконских — безусловное уважение и приятие всех старших членов семьи, безотчётная, искренняя, в чём-то даже жертвенная любовь членов семьи друг к другу (княжна Марья для себя решила, что не будет думать о личном счастье, чтобы не оставить отца одного).

Отношения, сложившиеся в этой семье, по мнению Толстого, способствует воспитанию таких чувств, как уважение, преданность, человеческое достоинство, патриотизм.

— Семья Ростовых.

На примере семьи Ростовых Толстой представляет свой идеал семейного бытия, добрых отношений между всеми членами семьи.

Ростовы живут «жизнью сердца», не требуя друг от друга особого ума, легко и непринуждённо относясь к жизненным неурядицам. Им свойственно истинно русское стремление к широте и размаху. Всем членам семьи Ростовых свойственна живость и непосредственность.

Переломным моментом в жизни семьи становится отъезд из Москвы в 1812 г., решение отдать подводы, предназначенные для вывоза имущества, для перевозки раненых, что фактически явилось разорением Ростовых. Умирая, старик Ростов чувствует не только вину за разорение детей, но и гордится выполненным патриотическим долгом.

Дети в семье Ростовых наследуют от родителей искренность, открытость, бескорыстие, стремление любить весь мир, всё человечество.

2. Обобщение учителя

— «Эпилог»
— это апофеоз семейного счастья и согласия. Здесь ничто не предвещает тяжёлых драматических конфликтов. Всё просто и надёжно в молодых семьях Ростовых и Безуховых: устоявшийся быт, глубокая привязанность супругов друг другу, любовь к детям, понимание, участие.

Николай Ростов и Марья Болконская.
Любовь этих людей зарождается в момент беды, нависшей над отечеством. Для Николая и Марьи характерна общность в восприятии людей. Это союз, в котором муж и жена духовно взаимообогащаются. Николай делает счастливой Марью, а она вносит в семью доброту и нежность.

Наташа Ростова и Пьер Безухов.
Цель их любви — супружество, семья и дети. Здесь Толстой описывает идиллию — интуитивное понимание близкого человека. Прелесть Наташи-девушки ясна всем, очарование Наташи-женщины — только мужу. Каждый из них находит в любви и семье именно то, к чему стремился всю свою жизнь — смысл своей жизни, который, по мнению Толстого, для женщины состоит в материнстве, а для мужчины — в осознании себя опорой для более слабого человека, своей необходимости.

Подводя итог рассуждению, нужно отметить, что тема семьи, её значение в становлении характера человека для Толстого в романе «Война и мир» является одной из самых важных. Автор пытается объяснить многие особенности и закономерности в жизни своих героев принадлежностью их к той или иной семье.

В то же время он подчёркивает большое значение семьи в формировании как юного человека и его характера, так и человека взрослого. Только в семье человек получает всё то, что в последующем определяет его характер, привычки, мировоззрение и мироощущение.

И своей концовкой «Война и мир» напоминает открытую книгу: последние слова повествования — это мечты ребёнка, планы жизни, которая вся впереди. Судьба героев романа — только звено в бесконечном опыте человечества, всех людей, и прошлых, и будущих, и в их числе того человека, который сегодня, в начале XXI в. читает «Войну и мир» с надеждой найти в ней ответы на «вечные» вопросы.

И ныне «юноша, стиснув рот, заново определяет: ради чего живёт, ради чего страдает? Что такое любовь? Где обитает совесть? И всё — не в глаз, так в бровь, в самую душу то есть»,— считает А. Яшин.

Наше время — особенное, утрачены многие ценности, часто на первое место выходит материальное, а не духовное начало (вспомните союз Пьера и Элен), но можно ли такой союз назвать семьёй? Я думаю, мы с вами пришли к единому мнению, что счастливая семья — это семья, основанная на тех нравственных принципах, которые мы сегодня определили, и надеюсь, что, создавая свою семью, вы вспомните сегодняшний урок.

Каждая семья — это большой сложный мир, в котором свои традиции, отношения и привычки, даже свой взгляд на воспитание детей. Говорят, что дети — эхо своих родителей. Однако чтобы это эхо звучало не только в силу естественной привязанности, но и, главным образом, в силу убеждённости, необходимо, чтобы в доме, в семейном кругу укреплялись обычаи, порядки, правила жизни, переступить которые нельзя не из страха перед наказаниями, а из уважения к устоям семьи, к её традициям. Делайте всё, чтобы детство, будущее ваших детей, были прекрасными, чтобы семья была крепкой, дружной, семейные традиции хранились и передавались из поколения в поколение. Я желаю вам счастья в семье, в той, в которой вы живёте сегодня, которую сами создадите в будущем. Пусть под крышей вашего дома всегда царят взаимопомощь и взаимопонимание, пусть жизнь ваша будет богата и духовно, и материально!

V. Рефлексия. Подведение итогов урока

«Учимся дискутировать»: мини-дискуссия


• Какое воспитание вам ближе: воспитание в семье Ростовых или воспитание в семье Болконских? Почему?

• Какая же семья для Толстого — идеал, какую семейную жизнь он считает «настоящей»?

VI. Домашнее задание
(ссылки на текст романа на сайте "К уроку литературы")

1. Перечитать главы, посвящённые Шенграбенскому сражению (т. 1, ч. 2, гл. 16, 17, 20, 21). Кратко пересказать главы, посвящённые Аустерлицкому сражению, переправе через Энс.

2. Опережающие задания
1) Подготовить краткий пересказ эпизода «Смотр в Браунау» (т. 1, ч. 2, гл. 1, 2, 3) и выразительное чтение отрывка из т. 1, ч. 2, гл. 2 от слов «Как же сказывали, Кутузов кривой….» и до «То-то и видно, что дурак, ты слушай больше…».
2) Подготовить краткий пересказ эпизода «На мосту через Дунай» (т. 1, ч. 2, гл. 7–8), обращая внимание на то, как оценил потери полковник и кому приписал честь поджигания моста.

Следующий урок: Л. Н. Толстой «Война и мир». «Мысль народная» в романе. Народ и личность — одна из главных проблем в романе-эпопее >>>


1. Источник: Литература. 10 класс. Г. Фефилова. — М.: АСТ, 2016. — 445 с. (вернуться)

 
Князь Николай Андреевич Болконский.
Иллюстрации Д.А.Шмаринова к роману "Война и мир"
 

 
 


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Литература для школьников
 
Яндекс.Метрика