Зарубежная литература |
|
Данте Алигьери
(1265—1321) |
БОЖЕСТВЕННАЯ КОМЕДИЯ [ 1]
(Перевод М. Лозинского) |
Ад
Чистилище
Рай
РАЙ[2]
ПЕСНЬ ТРЕТЬЯ
Первое небо — Луна (продолжение) — Нарушители обета
1 То солнце, что зажгло мне грудь любовью,
Открыло мне прекрасной правды лик,
Прибегнув к доводам и прекословью;
4 И, торопясь признать, что я постиг
И убежден, я, сколько подобало,
Лицо для речи поднял в тот же миг.
7 Но предо мной видение предстало
И к созерцанью так меня влекло,
Что речь забылась и не прозвучала.
10 Как чистое, прозрачное стекло
Иль ясных вод спокойное теченье,
Где дно от глаз неглубоко ушло,
13 Нам возвращают наше отраженье
Столь бледным, что жемчужину скорей
На белизне чела отыщет зренье, —
16 Такой увидел я чреду теней,
Беседы ждавших; тут я обманулся
Иначе, чем влюбившийся в ручей.[3]
19 Как только взором я до них коснулся,
Я счел их отраженьем лиц людских
И, чтоб взглянуть, кто это, обернулся;
22 Вперив глаза в ничто, я вверил их
Вновь свету милой спутницы; с улыбкой,
Она пылала глубью глаз святых.
25 «Что я смеюсь над детскою ошибкой, —
Она сказала, — странного в том нет:
Не доверяясь правде мыслью зыбкой,
28 Ты вновь пустому обращен вослед.
Твой взор живые сущности встречает:
Здесь место тех, кто преступил обет.
31 Спроси их, слушай, верь; их утоляет
Свет вечной правды, и ни шагу он
Им от себя ступить не позволяет».
34 И я, к одной из теней обращен,
Чья жажда говорить была мне зрима,
Сказал, как тот, кто хочет и смущен:
37 «Блаженная душа, ты, что, хранима
Всевечным светом, знаешь благодать,
Чья сладость лишь вкусившим постижима,
40 Я был бы счастлив от тебя узнать,
Как ты зовешься и о вашей доле».
Та, с ясным взором, рада отвечать:
43 «У нас любовь ничьей правдивой воле
Дверь не замкнет, уподобляясь той,
Что ждет подобных при своем престоле.[4]
46 Была я в мире девственной сестрой;
И, в память заглянув проникновенно,
Под большею моею красотой
49 Пиккарду[5] ты узнаешь, несомненно.
Среди блаженных этих вкруг меня
Я в самой медленной из сфер блаженна.
52 Желанья наши, нас воспламеня
Служеньем воле духа пресвятого,
Ликуют здесь, его завет храня.
55 И наш удел, столь низменней иного,
Нам дан за то, что нами был забыт
Земной обет и не блюлся сурово».
58 И я на то: «Ваш небывалый вид
Блистает так божественно и чудно,
Что он с начальным обликом не слит.
61 Здесь память мне могла служить лишь скудно;
Но помощь мне твои слова несут,
И мне узнать тебя теперь нетрудно.
64 Но расскажи: вы все, кто счастлив тут,
Взыскуете ли высшего предела,
Где больший кругозор и дружба ждут?»
67 С другими улыбаясь, тень глядела
И, радостно откликнувшись потом,
Как бы любовью первой пламенела:[6]
70 «Брат, нашу волю утолил во всем
Закон любви, лишь то желать велящей,
Что есть у нас, не мысля об ином.
73 Когда б мы славы восхотели вящей,
Пришлось бы нашу волю разлучить
С верховной волей, нас внизу держащей, —
76 Чего не может в этих сферах быть,
Раз пребывать в любви для нас necesse[7]
И если смысл ее установить.
79 Ведь тем-то и блаженно наше esse,[8]
Что божья воля руководит им
И наша с нею не в противовесе.
82 И так как в этом царстве мы стоим
По ступеням, то счастливы народы
И царь, чью волю вольно мы вершим;
85 Она — наш мир; она — морские воды,
Куда течет все, что творит она,
И все, что создано трудом природы».
88 Тут я постиг, что всякая страна
На небе — Рай, хоть в разной мере, ибо
Неравно милостью орошена.
91 Но как, из блюд вкусив какого-либо,
Мы следующих просим иногда,
За съеденное говоря спасибо,
94 Так поступил и молвил я тогда,
Дабы услышать, на какой же ткани
Ее челнок не довершил труда.
97 «Жену высокой жизни и деяний,[9] —
Она в ответ, — покоит вышний град.
Те, кто ее не бросил одеяний,
100 До самой смерти бодрствуют и спят
Близ жениха, который всем обетам,
Ему с любовью принесенным, рад.
103 Я, вслед за ней, наскучив рано светом,
В ее одежды тело облекла,
Быть верной обещав ее заветам.
106 Но люди, в жажде не добра, а зла,
Меня лишили тихой сени веры,
И знает бог, чем жизнь моя была.
109 А этот блеск, как бы превыше меры,
Что вправо от меня тебе предстал,
Пылая всем сияньем нашей сферы,
112 Внимая мне, и о себе внимал:
С ее чела, как и со мной то было,
Сорвали тень священных покрывал.
115 Когда ее вернула миру сила,
В обиду ей и оскорбив алтарь, —
Она покровов сердца не сложила.
118 То свет Костанцы, столь великой встарь,[10]
Кем от второго вихря, к свевской славе,
Рожден был третий вихрь, последний царь».
121 Так молвила, потом запела «Ave,
Maria»,[11] исчезая под напев,
Как тонет груз и словно тает въяве.
124 Мой взор, вослед ей пристально смотрев,
Насколько можно было, с ней простился,
И, к цели больших дум его воздев,
127 Я к Беатриче снова обратился;
Но мне она в глаза сверкнула так,
Что взгляд сперва, не выдержав, смутился;
130 И новый мой вопрос замедлил шаг.
ПЕСНЬ ЧЕТВЁРТАЯ
Первое небо — Луна (продолжение)
Меж двух равно манящих явств, свободный
В их выборе к зубам бы не поднес
Ни одного и умер бы голодный;
4 Так агнец медлил бы меж двух угроз
Прожорливых волков, равно страшимый;
Так медлил бы меж двух оленей пес.
7 И то, что я молчал, равно томимый
Сомненьями, счесть ни добром, ни злом
Нельзя, раз это путь необходимый.
10 Так я молчал; но на лице моем
Желанье, как и сам вопрос, сквозило
Жарчей, чем сказанное языком.
13 Но Беатриче, вроде Даниила,[12]
Кем был смирен Навуходоносор,
Когда его свирепость ослепила,
16 Сказала: «Вижу, что возник раздор
В твоих желаньях, и, теснясь в неволе,
Раздумья тщетно рвутся на простор.
19 Ты мыслишь: «Раз я стоек в доброй воле,
То как насилье нанесет урон
Моей заслуге хоть в малейшей доле?»
22 Еще и тем сомненьем ты смущен,
Не взносятся ли души в самом деле
Обратно к звездам, как учил Платон.[13]
25 По-равному твое стесняют velle[14]
Вопросы эти; обращаясь к ним,
Сперва коснусь того, чей яд тяжеле.
28 Всех глубже вбожествленный[15] серафим
И Моисей и Самуил пророки
Иль Иоанн, — он может быть любым,[16] —
31 Мария — твердью все равновысоки
Тем духам,[17] что тебе являлись тут,
И бытия их не иные сроки;[18]
34 Все красят первый круг[19] и там живут
В неравной неге, ибо в разной мере
Предвечных уст они дыханье пьют.
37 И здесь они предстали не как в сфере,
Для них назначенной, а чтоб явить
Разностепенность высшей на примере.
40 Так с вашей мыслью должно говорить,
Лишь в ощутимом черплющей познанье,
Чтоб разуму затем его вручить.
43 К природе вашей снисходя, Писанье
О божией деснице говорит
И о стопах, вводя иносказанье;
46 И Гавриила в человечий вид,
И Михаила церковь облекает,
Как и того, кем исцелен Товит.[20]
49 То, что Тимей[21] о душах утверждает,
Несходно с тем, что здесь дано узнать,
Затем что он как будто впрямь считает,
52 Что всякая душа взойдет опять
К своей звезде, с которой связь порвала,
Ниспосланная тело оживлять.
55 Но может быть — здесь мысль походит мало
На то, что выразил словесный звук;
Тогда над ней смеяться не пристало.
58 Так, возвращая светам этих дуг
Честь и позор влияний, может статься,
Он в долю правды направлял бы лук.[22]
61 Поняв его превратно, заблуждаться
Пошел почти весь мир, и так тогда
Юпитер, Марс, Меркурий стали зваться.[23]
64 В другом твоем сомнении[24] вреда
Гораздо меньше; с ним пребудешь здравым
И не собьешься с моего следа.
67 Что наше правосудие неправым
Казаться может взору смертных, в том
Путь к вере, а не к ересям лукавым.
70 Но так как человеческим умом
Глубины этой правды постижимы,
Твое желанье утолю во всем.
73 Раз только там насилье, где теснимый
Насильнику не помогал ничуть,
То эти души им не извинимы;
76 Затем что волю силой не задуть;
Она, как пламя, борется упорно,
Хотя б его сто раз насильно гнуть.
79 А если в чем-либо она покорна,
То вторит силе; так и эти вот,
Хоть в божий дом могли уйти повторно.
82 Будь воля их тот целостный оплот,
Когда Лаврентий[25] не встает с решетки
Или суровый Муций руку жжет,[26] —
85 Освободясь, они тот путь короткий,
Где их влекли, прошли бы сами вспять;
Но те примеры — редкие находки.
88 Так, если точно речь мою понять,
Исчез вопрос, который, возникая,
Тебе и дальше мог бы докучать.
91 Но вот теснина предстает другая,
И здесь тебе вовеки одному
Не выбраться; падешь, изнемогая.
94 Как я внушала, твоему уму,
Слова святого никогда не лживы:
От Первой Правды не уйти ему.
97 Слова Пиккарды, стало быть, правдивы,
Что дух Костанцы жаждал покрывал,
Моим же как бы противоречивы.
100 Ты знаешь, брат, сколь часто мир видал,
Что человек, пред чем-нибудь робея,
Свершает то, чего бы не желал;
103 Так Алкмеон[27], ослушаться не смея
Родителя, родную мать убил
И превратился, зла страшась, в злодея.
106 Здесь, как ты сам, надеюсь, рассудил,
Насилье слито с волей,[28] и такого
Не извинить, кто этим прегрешил.
109 По сути, воля не желает злого,
Но с ним мирится, ибо ей страшней
Стать жертвою чего-либо иного.
112 Пиккapдa мыслит в повести своей
О чистой воле, той, что вне упрека;
Я — о другой;[29] мы обе правы с ней».
115 Таков был плеск священного потока,
Который от верховий правды шел;
Он обе жажды утолил глубоко.
118 «Небесная, — тогда я речь повел, —
Любимая Вселюбящего, светит,
Живит теплом и влагой ваш глагол.
121 Таких глубин мой дух в себе не встретит,
Чтоб дар за дар воздать решился он;
Пусть тот, кто зрящ и властен, вам ответит.
124 Я вижу, что вовек не утолен
Наш разум, если Правдой непреложной,
Вне коей правды нет, не озарен.
127 В ней он покоится, как зверь берложный,
Едва дойдя; и он всегда дойдет, —
Иначе все стремления ничтожны.
130 От них у корня истины встает
Росток сомненья; так природа властно
С холма на холм ведет нас до высот.
133 Вот что дает мне смелость, манит страстно
Вас, госпожа, почтительно спросить
О том, что для меня еще неясно.
136 Я знать хочу, возможно ль возместить
Разрыв обета новыми делами
И груз их на весы к вам положить».
139 Она такими дивными глазами
Огонь любви метнула на меня,
Что веки у меня поникли сами,
142 И я себя утратил, взор склоня.
Песнь пятая >>>
Источник: Данте Алигьери. Божественная комедия. Перевод М.Лозинского. — М.: "Правда", 1982.
|
|
1. Да́нте Алигье́ри (1265—1321) — итальянский поэт, мыслитель,
богослов, один из основоположников литературного итальянского языка, политический деятель. Создатель «Комедии» (позднее получившей эпитет «Божественной»).
По собственному признанию Данте, толчком к пробуждению в нем поэта явилась трепетная и благородная любовь к дочери друга его отца Фолько
Портинари - юной и прекрасной Беатриче. Поэтическим документом этой любви осталась автобиографическая исповедь "Новая Жизнь" ("Vita nuova"),
написанная у свежей могилы возлюбленной, скончавшейся в 1290 году.
«Боже́ственная коме́дия» (итал. La Commedia, позже La Divina Commedia) — поэма, написанная Данте Алигьери в период приблизительно с 1308 по 1321 год и дающая
наиболее широкий синтез средневековой культуры и онтологию мира. Это настоящая средневековая энциклопедия научных, политических, философских, моральных,
богословских знаний.
Поэма делится на три части, или кантики, — «Ад», «Чистилище» и «Рай» — каждая из которых состоит из 33 песен (34 песни в первой части «Ад», как
символ дисгармонии). Вся она написана трёхстрочными строфами с особой схемой рифмовки, так называемыми терцинами. ( вернуться)
2. «Рай», около 1315—1321, эта часть вышла в свет уже после смерти поэта.
В земном раю Данте встречает Беатриче, восседающую на колеснице, запряжённой грифом (аллегория торжествующей церкви); она убеждает Данте покаяться и
возносит его, уже просветлённого, на небеса.
В третьей кантике поэмы Данте странствует по семи сферам рая, опоясывающим землю и соотносимым с семью планетами (согласно принятой тогда Птолемеевой системе):
сферы Луны, Меркурия, Венеры и т. п., за ними расположены сферы неподвижных звёзд, хрустальная сфера и Эмпирей, — бесконечная область, предназначенная для
блаженных, созерцающих Бога, — последняя сфера, дающая жизнь всему сущему. Пролетая по сферам, ведомый Бернардом, Данте видит императора Юстиниана,
знакомящего его с историей Римской империи, учителей веры, мучеников за веру (их сияющие души образуют сверкающий крест); возносясь всё выше и выше,
Данте видит Христа и деву Марию, ангелов и, наконец, перед ним раскрывается «небесная Роза» — местопребывание блаженных. Здесь Данте приобщается
высшей благодати, достигая общения с Творцом. ( вернуться)
3. Иначе, чем влюбившийся в ручей. — Нарцисс пленился своим отражением в воде,
приняв его за живого юношу (Метам., III, 346-510), а Данте, наоборот, подлинные лица принял за отражения. ( вернуться)
4. Уподобляясь той — то есть уподобляясь божественной любви, которая хочет, чтобы все
обитатели небесного царства были подобны ей. ( вернуться)
5. Пиккарда — Пиккарда Донати (Ч., XXIV, 10…15) — сестра Форезе (Ч., XXIII, 48)
и Корсо Донати (Ч., XXIV, 82-90). Корсо насильно извлек ее из монастыря и выдал замуж. ( вернуться)
6. Как бы любовью первой пламенела. — Может быть истолковано двояко: 1) словно
пылала огнем первой любви; 2) была как бы охвачена наивысшим пламенем любви. ( вернуться)
7. Necesse — необходимо (латинский термин схоластической философии). ( вернуться)
8. Esse — бытие (латинский термин, как и предыдущий). ( вернуться)
9. Жену высокой жизни и деяний — Клару Ассизскую, основательницу монашеского ордена,
к которому принадлежала Пиккарда. ( вернуться)
10. То свет Костанцы… — Констанция (1154-1198), последняя представительница норманнской
династии в Южной Италии. Ее муж, германский император Генрих VI (с 1191 по 1197 г.), положил начало владычеству в Сицилии и Неаполе свевского, то есть
швабского, дома Гогенштауфенов. От их брака родился Фридрих II (А., X, 119).
Пиккарда называет Генриха VI вторым вихрем свевского дома (первым был его отец, Фридрих I Барбаросса), а третьим — Фридриха II, выражая этим бурную природу
их власти и ее мимолетность.
Существовала легенда, что Констанция приняла монашество, но была насильно выдана замуж. ( вернуться)
11. «Ave, Maria» — начальные слова латинской молитвы: «Радуйся, Мария». ( вернуться)
12. Вроде Даниила… — По библейской легенде, вавилонские мудрецы не могли истолковать
царю Навуходоносору позабытый им сон, и он велел их казнить, но гнев его прошел, когда пророк Даниил напомнил ему этот сон и объяснил его значение. Так и
Беатриче угадала сомнения поэта и разрешила их. ( вернуться)
13. Как учил Платон. — По учению Платона, души, до своего воплощения, обитают на
звездах, куда и возвращаются после смерти человека. ( вернуться)
14. Velle — схоластический термин, означающий: воля. ( вернуться)
15. Всех глубже вбожествленный (colui che piu s'india) — то есть всех более погруженный в
созерцание божества. ( вернуться)
16. Иль Иоанн, — он может быть любым. — То есть: «Как Иоанн Креститель, так и евангелист
Иоанн». ( вернуться)
17. Твердью все равновысоки тем духам. — То есть: «Все они пребывают в том же небе,
что и души, являвшиеся тебе на Луне». ( вернуться)
18. И бытия их не иные сроки. — То есть все души одинаково вечны. ( вернуться)
19. Первый круг — Эмпирей. ( вернуться)
20. Кем исцелен Товит — то есть архангел Рафаил, который, по библейской легенде,
снял бельма у Товита. ( вернуться)
21. Тимей — заглавие Платонова диалога, где идет речь о возвращении душ к звездам. ( вернуться)
22. Так, возвращая… — Смысл: «Если Платон имеет в виду влияние звезд на человеческие
души и видит в нем причину достойных и позорных поступков, то он отчасти прав». ( вернуться)
23. Юпитер, Марс, Меркурий стали зваться. — То есть люди стали давать планетам имена
богов, якобы на них обитающих. ( вернуться)
24. В другом твоем сомнении. — См. ст. 19…21. ( вернуться)
25. Лаврентий — римский диакон III в., сожженный на железной решетке. ( вернуться)
26. Муций Сцевола — римский юноша, сжегший свою правую руку, когда ему не удалось убить этрусского
царя Порсену. ( вернуться)
27. Алкмеон — см. прим. Ч., XII, 49…51:
Сын Эдипа, Полиник, ища себе союзников, чтобы отвоевать Фивы у своего брата Этеокла, подарил тщеславной Эрифиле, жене аргосского царя Амфиарая
(А., XX, 31-39 и прим.), ожерелье Гармонии, приносившее несчастие всем его обладательницам, и она указала ему, где прячется ее муж, который
скрылся, зная, что лишится жизни, если отправится в этот поход. ( вернуться)
28. Насилье слито с волей. — То есть насилию способствовала уступчивая воля потерпевшего. ( вернуться)
29. О другой — то есть о той воле, про которую говорится в ст. 109…111. ( вернуться)
|
|
|
Данте смотрит на Беатриче, и все остальные мысли покидают его.
Иллюстрации Гюстава Доре к 3-й части «Божественной комедии». Paradise (Рай), 1868 год.
В 1855 году Гюстав Доре (1832-1883) начинает работу над серией иллюстраций к «Божественной комедии» Данте Алигьери, открыв тем самым грандиозный творческий проект
«Шедевры литературы».
|
|
|
|
|